Как я получила договор на работу редактором со своими хотелками
Немного бюрократии: о договоре для редактора. Сразу предупреждаю: в посте нет шаблона договора, не рассказываю о юридических тонкостях, только пара слов о процессе. Зато, как обычно, много скриншотов и даже переписка.
С договором помогала команда Павла Мищенко, управляющего партнера Runetlex..
С чего все начиналось
С 2016 года работаю как ИП: вне штата, на разные компании и проекты. Есть большие, где все на потоке и отвечаю за несколько направлений. А есть такие, где веду только отдельные задачи, например кейсы или гайды эксперта. В общем, везде
В каждом проекте работаю по договору. Остальной документооборот зависит от компании, но обычно выставляю счет и готовлю отчет, акты и допприложения — как договоримся.
Проблема: договор есть, но он не отражает реальную ситуацию
У меня (тьфу-тьфу) ни разу не было повода посмотреть в договор и сказать: у нас прописано так — давайте так и поступать. Никаких споров или конфликтов, поэтому договор был скорее для налоговой.
У меня два формата:
Короткий договор — это разовая и короткая история.
Подробный договор — если понимаю, что работать будем
Формально вроде как все в порядке, но на деле нет. Даже подробный договор мало отражает реальность. Например, не прописан процесс, как заказчик принимает результат. Если надо доделать
Были и юридические ошибки. У меня два формата работы: за фиксированную плату и по часам. Причем в одном проекте могут быть оба варианта:
Но и это еще не все. Я работаю только по стопроцентной предоплате, исключение — один проект, и то потому, что это крупная компания и там огромный процесс по выплатам. Заказчики всегда готовы внести аванс, но я хочу зафиксировать четкие гарантии для них: если
Несмотря на договор, все важное оставалось только на словах: гарантии, обязательства и способы разрешения спора. И если вдруг дело дошло бы до суда, договор не сильно меня защитил бы. Да и заказчика тоже.
Задача: обновить договор и докрутить под себя
У меня был совместный проект с адвокатом Дмитрием Грицем: я помогла готовить рукопись книги «Адвокат бизнеса». В ней есть классная глава о том, что не надо использовать чужие шаблоны. Даже если на сто процентов уверены в себе и заказчике — сделайте нормальный договор.
В общем, я подумала, что будет слишком весело, если я
Шаг 1. Нашла юриста
Мне повезло: как редактор, я работаю с юристами, которые специализируются в разных сферах. Поэтому, когда поняла, что нужен договор, было понятно, кому написать.
Длинный договор собирала на основе шаблона, который подготовил Павел Мищенко и его команда из юридической фирмы Runetlex. Раз я уже использовала шаблон Паши, справедливо было к нему и обратиться.
Шаг 2. Описала задачу: зачем нужен договор, какие вижу риски
Первое, с чего мы начали, — описание задачи. Здесь все как в редактуре или любой другой профессии: пока непонятно, что делать, бессмысленно начинать. Все равно сделаешь не то, что нужно.
Паша задал основные вопросы и попросил ответить. Я понимаю, что юристы, даже самые подкованные, не умеют читать мысли. Поэтому подробно описала, что именно беспокоит и почему, что хочу получить, какие риски вижу.
Чтобы не потерять важное, выделила дополнительно два блока: какие риски волнуют заказчика и меня. У меня нет цели сделать максимально жесткий договор для клиентов, поэтому продумала их риски и пожелания.
У меня были гипотезы, но решила протестировать их. Для этого обсудила с несколькими заказчиками риски и поспрашивала, что их беспокоит в работе редактора. Самые важные из них попросила зафиксировать в договоре: я писала самыми обычными словами, а Паша и Дианы — юристы Рунетлекса, переводили на юридический.
Шаг 3. Созвонилась с юристами для обсуждения задачи
Паша и его коллега Диана посмотрели описание задачи, оставили комментарии и предложили созвониться. На созвоне мы обсудили не просто буковки в договоре и что там думает об этом гражданский кодекс, а мой реальный рабочий процесс:
с чего начинаю работу;
какие отчеты даю;
как мы договариваемся о цене, сроках, о том, что будет в задаче, и так далее;
как заказчик принимает результат и как я фиксирую: все ок, тут принято;
сколько итераций я готова делать и при каких условиях;
какие рискованные ситуации я вижу, какие последствия бывают и так далее.
Шаг 4. Обсудили итерации договора
Договор обсуждали в Телеграме. Когда была готова первая версия, Диана ее прислала — все как в работе редактором. Мы договорились так: если
У меня, как всегда, было море вопросов, поэтому говорила как есть: вот тут смысл не поняла, а тут не поняла, как именно работает пункт. Я это к тому, что люди не умеют читать мысли: если сам не спросишь, никто и не догадается рассказать. Поэтому всегда за то, чтобы спрашивать.
Об одном пункте мы вообще поспорили, я на нем прямо настаивала. Мне казалось, что так и так поступать честно и вроде как положено. На что Паша сказал, что это не относится к честности. Это попросту глупый риск и себя ставлю под удар, хотя повода нет. У Паши своя юридическая фирма, он тоже работает с клиентами, поэтому советовал как юрист и собственник бизнеса.
Меня покорило, как юристы четко разделяли два подхода:
Вот так супернадежно, но явно тебе будет неудобно, и ты все равно так делать не будешь. Поэтому от надежности ничего не останется.
А вот так — хоть и проигрывает в надежности, но явно лучше защищает, потому что у тебя есть ресурсы делать
Для меня это очень удобно и жизненно. Мне разложили по полочкам все за и против, предложили реалистичный вариант, а дальше уже начиналась моя ответственность — решить, на что подписаться.
Например, стандартная история с актами. Да, акт составить в целом несложно, но я даже счет забываю выставить, и клиенты мне напоминают. И, положа руку на сердце, на акты меня тоже не хватит. И это только один из самых простых примеров.
Результат: у меня договор с учетом моих рисков
По итогам всех обсуждений я получила договор, который прямо сейчас отвечает моему реальному процессу и рискам, которые есть на текущем этапе.
Пока это рамочный договор: благодаря ему мы с клиентами договариваемся о принципах работы, а все детали конкретной задачи — в заявках. Это то самое понимание задачи.
Парочка примеров.
Авторские права. Один из рисков для меня — это использование иллюстраций заказчика: скриншоты из отчетов, фото товара и так далее.
Заказчик прислал фото, я спросила, точно ли есть права на него, мне сказали, что все ок, я опубликовала. А потом оказалось, что фото сделал условный Варламов и теперь требует пять миллионов рублей. Я могу только гарантировать, что точно спрошу, но не могу гарантировать,
То же самое с материалами под NDA или с клиентскими данными. Я могу уточнить, но не могу знать наверняка, можно ли публиковать
Коммуникация. Все обсуждение и процесс согласования веду в мессенджерах, и там все: стоимость, сроки, принято или не принято, что добавить и так далее. В прошлом договоре об этом было
Кроме того, у меня целых три аккаунта в Телеграме и на разные номера. Юристы это тоже прописали — аккаунт может быть привязан к номеру телефона или указан в договоре.
Что дальше
Я получила договор, который учитывает реальность на февраль 2021 года. Через год картина изменится, и тогда я еще раз подкручу с юристами этот договор, сделаю серию договоров под разные типы задач или
Для меня важно, чтобы я и заказчики одинаково понимали правила игры и были защищены. В общем, изменение подобных договоров — бесконечный процесс.
Ну и парочка советов, хоть вы и не спрашивали 🙂
Я часто работаю с юристами как редактор, но редко — как клиент. Поэтому тут нет такого уж большого личного опыта. Зато, как водится, есть советы 🙂 Так что делите их на два и критически осмысливайте: может быть, они не подходят для вашей ситуации.
Вот они:
Сначала определиться со своим бизнес-процессом и понять, какие видите риски, как используете договор, были ли у заказчиков вопросы, которые хорошо бы закрыть договором, и так далее. Грамотный юрист расспросит об этом, но будет проще, если заранее продумаете.
Не перекладывать на юриста ответственность за бизнесовую часть. Только вы знаете условия своей работы: по предоплате или нет, где и как фиксируете сроки, какие гарантии даете, на каких условиях и все подобные детали. Юрист может предложить варианты и рассказать о рисках, но он не знает особенностей вашего бизнеса и того, на что вы готовы подписаться.
Задавать море вопросов. Море. Пока не убедитесь, что понимаете, как работает каждый пункт. Юрист не Господь Бог, он тоже может ошибаться, а вам работать по этому договору. Так что лучше уж все проверить.
Если юрист берется составить договор, но задает два вопроса: кем работаете и ваши реквизиты, — бегите. Сомнительно, что его договор будет лучше шаблона, который можно скачать из интернета. Там хоть бесплатно.
Прочитать книгу «Адвокат для бизнеса». Дмитрий — это автор — нарисовал схему, как составить свой договор и проверять чужие. Рассказ о книге.