Редакционный гайд по созвонам
Почти все задачи в редакции мы делаем через созвоны, плюс есть дейлики, cозвоны по процессам и обратной связи с заказчиками. В общем, созвонов много.
Чтобы синхронизироваться по принципам, которые помогают созвоны сделать палочкой-выручалочкой, мы собрали гайд.
Гайд состоит из двух частей: софтовой и технической. В первой рассказываем о правилах, а во второй — как и куда нажать, чтобы созвон случился.
Публикую софтовую часть. Возможно, вам пригодятся наши принципы или вдохновят на свои.
Лидила гайд редактор Аня Стерлинг.
Из гайда убрала скриншоты с примерами, чтобы не раскрыть чувствительную информацию:-)
Общие правила
Когда мы ставим созвон:
- Когда нам поставили задачу и по ней есть вопросы.
- На любом этапе задачи начались сложности. Например, заказчик оставил много правок к тексту, хотя ты сделал все по заявке/бриф. Или у задачи сменился заказчик и нужно погрузить нового человека со стороны заказчика в контекст. Или появились новые вводные, которые влияют на результат. Во всех этих случаях ставим созвон.
- Заказчик заполнил бриф и мы его обсуждаем.
- Вопросов мало, но заказчику удобнее обсудить их голосом. Есть люди, которым удобнее созвониться на 10 минут, а не отвечать нам текстом. Тогда лучше поставить созвон — это эффективнее, чем две недели пинговать и ждать, когда ответят текстом.
Когда не ставим созвон:
- Вопросов мало и их легко решить в переписке. Например, тебе нужно выяснить, кто из коллег может принести описания докладов и нужен ли на лендинге блок с FAQ. В таком случае проще написать в чат.
- Непонятно, с кем и по какому вопросу созваниваться, происходит хаос. В таком случае тегни заказчика в чате и выясни, что происходит, какую задачу делаем, пора ли ее обсудить, кого позвать на созвон.
- Может быть такое, что заказчик ответит «мы пока обсуждаем задачу внутри, вернемся» — в таком случае созвон не нужен. А может быть, он напишет «да, мы тоже запутались, давайте встретимся и вместе разберемся» — тогда созвон нужен. К таким созвонам важно хорошо готовиться, писать повестку и заранее о ней сообщать. Об этом есть в блоке «Как подготовиться к созвону».
Как подготовиться к созвону
Уточни состав участников. Для этого в чате по задаче спроси у человека, с которым общаешься по этой задаче, кого позвать на созвон. Список таких людей есть в карточке задачи, но после вопроса заказчик иногда вспоминает, что на созвоне должен быть
Придумай понятное название. Когда коллега посмотрит в календарь, он должен понять, что это за событие.
❌ Непонятная тема созвона | ✅ Понятная |
---|---|
1 на 1 | 1 на 1, Тоня и Маша П. |
Итоги года | Итоги года редакции, встреча с маркетингом |
Обсудим бриф | Обсудим бриф на лендинг профессии QA |
Изучи фактуру перед созвоном. Заказчик в карточку задачи может приложить презентацию, cтраницу на wiki, похожий материал от конкурентов и что угодно еще – это все нужно изучить. Еще важно посмотреть похожие задачи, которые делали по теме встречи: текущий лендинг, описание фишек/продукта/исследования контента на нашей wiki, конкурентов – в общем, все, что поможет задавать глубокие вопросы.
Приготовься модерировать встречу. Если ты — инициатор встречи, ведешь и модерируешь ее тоже ты. Об этом еще будет в следующей части, но этап подготовки тоже важен. Вот что нужно сделать:
1. Подготовь повестку. Повестка — это цель встречи, ее наполнение и ожидаемый результат. Обязательно включи ее в приглашение встречи, чтобы все понимали, зачем мы собираемся и чего хотим добиться. В приглашении должны быть:
- основные вопросы;
- ссылка на док(и), которые будем обсуждать;
- неочевидные дополнения. Например: «пригласила еще Машу, она расскажет про
то-то » или «на встрече пройдемся по комментариям в доке, посмотрите, пожалуйста, комменты до встречи: (ссылка на док)».
(примеры-скриншоты, удалила
2. подготовь вопросы. Заранее подумай, что тебе нужно узнать у участников, выпиши вопросы и держи их на видном месте, чтобы было удобно подсматривать, не отвлекаясь. Тут кому как удобно:
(примеры-скриншоты, удалила
Определи, сколько времени нужно на созвон. По умолчанию ставим встречи на 30 минут, но если задача сложная или участников больше 2, ставь на час. Если понимаешь, что нужно много фактуры — например, ты делаешь лендинг с нуля — тоже лучше поставить на час. Можно так всем и сказать: «Поставила на час, возможно, управимся раньше и разойдемся работать».
Выбери время. Ставить созвоны можно в том числе на утро и вечер, если нет более удобного времени. Главное — держаться в рамках рабочего дня, с 11 до 18 часов (созвон должен заканчиваться не позднее 18 часов). Если задача горит, созвон можно поставить и на 10 утра, но вежливее этого не делать.
Как провести созвон
Приходи заранее. Лучше прийти минуты за 2 — 5 до начала созвона, чтобы коллегам не пришлось ждать. Плюс так ты убедишься, что у тебя нет технических сложностей, которые помешают на созвоне.
Если все в настроении, можно поболтать. Если
Не забудь включить запись. Чтобы не отвлекаться на заметки во время созвона, включи запись прямо в Толк. Для этого нажми кнопку в нижней части экрана.
Не забудь предупредить участников, что хочешь записать созвон, и спросить, не против ли они. Например, так: «Никто не против, если я запишу созвон? Это чтобы я могла к нему вернуться, когда примусь за задачу».
Если делаешь заметки, сообщи об этом. Делать заметки можно, но они не должны мешать созвону. Если мы молча начинаем
Лучше в начале созвона предупредить, что собираешься делать пометки: «У меня тут блокнот/гуглдок, я буду делать заметки, чтобы ничего не потерялось».
Модерируй встречу. Вот что важно делать:
- Поздоровайся, представься (если не знакомы) и представь участников друг другу (если не знакомы).
- Коротко напомни, зачем мы собрались.
- Расскажи, как будет устроен созвон. Например: «Предлагаю построить созвон так: я позадаю вопросы, в конце расскажу, как будет устроен процесс работы по лендингу и отвечу на вопросы по процессу».
- Модерируй беседу. Если коллега отвечает не по теме, ушел в сторону от вопроса, задает вопросы не по адресу, мы возвращаем разговор в нужное русло. Например: «Извини, что перебиваю, просто боюсь не успеть все обсудить — давай вернемся к вопросу о Х?» или «Спасибо за развернутый ответ, но хочется еще раз уточнить по вопросу Х — правильно ли я поняла, что …».
- В конце подведи итоги и расскажи о дальнейших шагах. Например: «Мы договорились, что Алёна до конца недели заполняет бриф, а Денис до следующей среды приносит информацию по стеку, командам и активностям. Я пока начинаю делать черновик, принесу ориентировочно в следующую пятницу, но для этого мне нужна будет вся информация от Алёны и Дениса».
- Вовремя останавливай встречу, если
что-то идет не так. Иногда бывает так, что договориться не получается: не хватает времени, не приходим к общему решению и т.д. Если такое происходит, лучше минут за 15 до конца встречи сказать, что мы, кажется, не успеваем, и спросить, как коллегам будет удобнее: например, собраться в другой день?
Напиши MN. MN — meeting notes, или заметки со встречи. Они помогают зафиксировать договоренности.
Пришли MN в чат и тегни всех участников встречи. Тех, кто был в приглашенни, но не смог прийти, тоже. Если чата по задаче нет, пришли MN в почту. Еще MN можно оставлять в карточке в джире, когда пишешь апдейт после звонка — так точно ничего не потеряется.
MN нужно присылать день в день или на следующий день, не позже.
(примеры-скриншоты, удалила
Сложности и нюансы. Как быть, если
Начались технические сложности у тебя (плохая связь, не слышно, все зависает):
- попробуй переместиться поближе к вай-фаю;
- отключить видео;
- перезайти на созвон;
- перезагрузить ноутбук;
- отключить корпоративный впн;
- зайти через мобильное приложение Толк.
Начались технические сложности у собеседника (плохая связь, не слышно, все зависает)
- сразу же об этом скажи: «тебя не слышно/плохо слышно/ты зависаешь»;
- предложи отключить видео (и у тебя, и у собеседника);
- дай собеседнику время все починить.
Если с момента начала созвона прошло больше 10 минут и ничего не исправилось, предложи перенести созвон на удобное собеседнику время.
Собеседник не пришел. Подожди три минуты и напиши ему с напоминанием: «Привет! Жду тебя на созвоне, подойдешь? (ссылка)».
Если за десять минут с начала созвона собеседник не пришел и не ответил на сообщение, смело уходи с созвона и переноси его.
Началось обсуждение, но никто ничего не понимает и происходит
Если ты понимаешь, что прошло больше 15 минут с начала созвона, а вы не продвинулись по повестке и ты не получил ответы на свои вопросы, предложи перенести созвон, примерно так:и«Кажется, мы начинаем путаться. Давайте я пришлю в чат MN с вопросами, вы выясните внутри, что делаем, и мы созвонимся еще раз?»
Обстановка накалилась. Например, заказчик пытается выяснить у тебя
В таком случае главное — найти
- предложить перенести созвон;
- пообещать, что ты поищещь решение/нужную информацию и вернешься. Тут главное — назвать
какой-то срок и потом вернуться именно в этот срок со статусом. Например: «Я все выясню и вернусь до вечера понедельника»; - признать нашу ошибку, если она есть, извиниться и предложить решение.
Расскажи о сложностях шеф-редактору, возможно, на следующий созвон вы сходите вместе.
Я пытаюсь поставить созвон на большое количество человек, слотов нет, а задача срочная. Можно попросить помощи у коллеги, который занимается организационными моментами по задаче со стороны заказчика. Иногда такие люди помогают выбить слоты. Если такого коллеги нет, нужно писать участникам встречи напрямую, объяснять ситуацию и просить найти время.
Плохо себя чувствую, и это может помешать круто провести созвон. Честно скажи в начале созвона, в чем проблема. Не нужно погружать собеседников в детали или рассказывать
Собеседник отвечает односложно, не настроен говорить. Подробно объясни, какого ответа ты ждешь, приведи примеры. Возможно, собеседник просто не понимает, что ты имеешь в виду. Например: «С какими сложностями вы столкнулись при разработке? Может, были проблемы со сроками, или первые решения работали плохо?».
Попробуй расположить к себе собеседника. Можно, например, уместно пошутить или рассказать пару слов о себе на тему вопроса. Например: «По себе помню, что собеседования проходить тяжело, особенно когда ты джун». По опыту это помогает коллегам расслабиться — когда встреча проходит не в формате интервью, а в формате встречи-разговора.
Если совсем никак не получается разговор, предложи ответить на вопросы письменно. Иногда заказчики на встрече не могут собраться с мыслями, приходят недостаточно подготовленными или теряются в словах. Возможно, им будет удобнее ответить на вопросы письменно и дослать информацию после встречи. Тут нужно отправить заказчику список вопросов, на которые нужно ответить.
Предложи перенести встречу. Если собеседник готов созвониться еще раз, попроси его подготовиться.