Cписок вопросов для понимания задачи

Собрала вопросы, которые использую, чтобы разобраться в задаче и сделать что-то полезное для бизнеса, а не просто красивую бумажку. Это базовый список, поэтому перерабатываю его под конкретную задачу.

Смотрите список вопросов в гуглдоке. Вдруг вам тоже пригодится или знаете, чем дополнить.

Вопросы разбиваю на разделы, так проще отследить, что важного надо спросить по конкретной задаче
Написанные вопросы помогают мне следить за разговором и направлять его в нужное русло, даже если на встрече несколько человек

Если не ведете себе такой список, написала пару слов, что это и зачем.

Как разобраться в задаче

Как разобраться в задаче — большая тема. Может, напишу как-нибудь отдельно, но пока самое основное, что мне помогает.

Я знаю четыре этапа для понимания задачи:

Поговорить с тем, кто пришел с задачей и заказчиком. Не всегда это один и тот же человек.

Изучить матчасть. Например, законы и статистику, обзоры экспертов, паблики, профильные СМИ. Самим поговорить с экспертом.

Изучить опыт целевой аудитории. Способы зависят от задачи и возможностей. Я стараюсь оказаться поближе к аудитории, для которой делаю продукт. Например, прослушать звонки, провести опрос или взять интервью.

Получить реальный опыт. Тут тоже все зависит от задачи и ситуации. Если есть возможность, стараюсь повторить путь аудитории. Если надо оставить заявку, оставляю. Если надо зарегистрироваться, делаю это.

С какого этапа начинать, какой не делать — все зависит от задачи и контекста. Но даже если сроки горят, я все равно какую-то часть из этого делаю. А вообще стараюсь по максимум пройти все, так работа получается самой сильной.

Кто такой заказчик

Заказчик — это общее название. Им может быть сотрудник компании, например, маркетолог, руководитель продаж, технолог. А может, владелец бизнеса или его управляющий.

Главное отличие заказчика от всех остальных:

  1. он знает максимум ключевой информации о задаче;
  2. у него есть право принять финальное решение;
  3. от него зависит, что и как говорим, в каком ключе, какие факты используем, в какой очередности что-то делаем;
  4. он принимает важные решения по задаче, например, может перенести сроки, увеличить бюджет;
  5. если спорят члены команды, то за ним последнее слово.

Чтобы хорошо сделать задачу и сто раз не переделывать, важно сразу найти заказчика. А то бывает, что с поручением приходит технолог, а результат работы в реальности принимает маркетолог. И на выходе: задача то сделана, только требования были совсем другие.

В общем, я всегда ищу заказчиков.

Зачем нужны вопросы

В большинстве случаев заказчик приходит уже с решением: нужна инструкция, новость, статья, блог или самолет. Бывает, что задача описана прямо подробно, и для кого, и зачем. Вроде все на месте. Но это обманчиво.

Вот примеры последствий, если сразу кинуться делать и не разобраться как следует:

Внезапно придется все переделывать. А уже потрачено много времени, сил, энергии и денег. И переделка не потому, что действительно внезапно что-то изменилось — такое бывает, это же бизнес. А потому что до конца все не узнали. Например, методичка для сотрудников нужна в распечатанном виде, поэтому ссылки на доп. материалы не сработают. Или сценарий для видео нужен на два голоса, иначе занудно. Или выбрали не те преимущества продукта. В общем, вариантов масса

Бесконечные согласования и долгий запуск. Если продукт по-настоящему никому не нужен, заказчик забивает на задачу. Можно сто раз писать, созваниваться, все равно все делается по чуть-чуть и еле-еле. Причем, даже предоплата не помогает. В итоге суета есть, а выполненной работы нет.

Работа окажется ненужной. Если информационный продукт не влияет на бизнес-задачу, ради которой это все затевалось, он будет где-то там лежать и зарастать пылью. Меня такое просто убивает. Я люблю делать штуки, которыми действительно пользуются.

Мне кажется, что единственный способ разобраться в задаче — это задавать вопросы.

Что за список вопросов

Я собрала список основных вопросов, который мне помогает. Использую его, чтобы обсудить задачу с заказчиком, неважно какую: кейс, методичку для сотрудника, сценарий, статью и что угодно еще.

Как использовать список

Посмотрите пример вопросов и составляйте свой список с учетом особенностей вашей задачи, знания продукта и компании. Я делаю также. Показала бы пример с реального проекта, но даже в списке много секретов, так что не получится.

Я заранее составляю список, даже если знаю продукт и заказчика. При беседе появляются новые факты и какой-то вопрос может вылететь из головы. А собраться с заказчиком еще раз бывает сложно — у всех свои дела.

Свой список можно составлять как угодно — это зависит от вас. Я пишу в заметках на телефоне или на ноуте, но это просто привычка. А вот мой коллега набросал вопросы от руки — тоже вариант

Как задавать вопросы

Как назадавать тонну вопросов и не выбесить, тоже отдельная тема. Но в целом, все как при любом другом занятии. Вот что мне помогает:

  1. Рассказываю, как беседа и ответы на вопросы помогут заказчику. Не «я хочу подстраховаться от переделок», а «тебе не надо будет исправлять миллион ошибок и тратить вагон времени».
  2. Если вопросов много, я плохо знаю заказчика, то заранее присылаю список вопросов. Это помогает клиенту прикинуть время на беседу и определиться, точно ли он все знает или лучше позвать еще кого-то.
  3. Вопросы задаю только устно, никаких переписок. Почти всем лениво писать подробности, поэтому можно упустить критичные детали.
  4. Разговоры записываю, потому что у меня бывает по 3 созвона в день, и вечером я уже ничего не помню. На расшифровку никому не отдаю, переслушиваю сама.

Если заказчик не хочет отвечать

Я не работаю, если заказчик не готов отвечать на вопросы. Знаю, что это не всегда правильно, потому что бывает, надо просто дать свои гипотезы на основе информации, которая у меня уже есть. Но в работе без интервью с заказчиком вижу больше проблем, чем плюсов

Мне всего раз отказали из-за объема вопросов: мол, много всего, нет времени читать. Ну что уж. Нет, так нет. Может, я плохо объяснила, зачем пристаю, или у компании и правда нет времени. Кто знает
Обычно говорят что-то вроде: «Здорово, что так разбираешься», «Сразу видно, что тебе не все равно». Так что вопросы заказчиков не смущают

А что после беседы с заказчиком

После беседы я собираю документ, где пересказываю ключевые мысли, которые влияют на задачу, и предлагаю решение. Решение стараюсь описать максимально конкретно: с примерами, референсами, структурой, тезисами. Это помогает заказчику понять, в том ли направлении я двигаюсь или все не так. Такой документ может называться пониманием задачи, заявкой, брифом — вариантов много. Но тут важнее суть, а не название.

Как я составляю такую штуку, расскажу как-нибудь потом.

Рассылки в помощь

Как проводить кастдев — интервью с клиентами, бесплатная рассылка

Как сделать проект — рассылка Николая Товеровского. Есть письма о вопросах и понимании задачи

Курс молодого бойца для маркетолога — рассылка Аси Челован, главного маркетолога в Тинькофф Бизнес. Рассказывает о том, как разобраться в задаче, как оформить понимание и зачем это все нужно. А еще там много классных советов по анализу аудитории.

Курс для начинающих редакторов — Ирины Ильяховой, главреда Тинькофф Бизнес. Рассказывает, как делать дела, разбираться и вести переговоры с клиентами.

Смотрите список вопросов для понимания задачи, он в гуглдоке. Вдруг вам тоже пригодится или знаете, чем дополнить.

Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить