Как я получила договор на работу редактором со своими хотелками

Немного бюрократии: о договоре для редактора. Сразу предупреждаю: в посте нет шаблона договора, не рассказываю о юридических тонкостях, только пара слов о процессе. Зато, как обычно, много скриншотов и даже переписка.

Да, в важности договора тоже не убеждаю: тут каждый решает сам.

С чего все начиналось

С 2016 года работаю как ИП: вне штата, на разные компании и проекты. Есть большие, где все на потоке и отвечаю за несколько направлений. А есть такие, где веду только отдельные задачи, например кейсы или гайды эксперта. В общем, везде по-разному.

В каждом проекте работаю по договору. Остальной документооборот зависит от компании, но обычно выставляю счет и готовлю отчет, акты и допприложения — как договоримся.

Проблема: договор есть, но он не отражает реальную ситуацию

У меня (тьфу-тьфу) ни разу не было повода посмотреть в договор и сказать: у нас прописано так — давайте так и поступать. Никаких споров или конфликтов, поэтому договор был скорее для налоговой.

У меня два формата:

Короткий договор — это разовая и короткая история.

Подробный договор — если понимаю, что работать будем какое-то время и с разными задачами.

Формально вроде как все в порядке, но на деле нет. Даже подробный договор мало отражает реальность. Например, не прописан процесс, как заказчик принимает результат. Если надо доделать что-то — это ок и я всегда готова. А если переделать с нуля, несмотря на все предыдущие согласования, — возможно, готова, но надо обсуждать. И вот об этом в договоре толком не сказано.

Были и юридические ошибки. У меня два формата работы: за фиксированную плату и по часам. Причем в одном проекте могут быть оба варианта: какие-то задачи оцениваю в часах, другие — по фиксу. Или комбо: начинаем с часов, потом понимаем, какие ресурсы нужны, и фиксируем стоимость. В общем, вариантов много. И юридически это все называется разными терминами: работы и услуги.

Но и это еще не все. Я работаю только по стопроцентной предоплате, исключение — один проект, и то потому, что это крупная компания и там огромный процесс по выплатам. Заказчики всегда готовы внести аванс, но я хочу зафиксировать четкие гарантии для них: если что-то пойдет не так, я верну всю предоплату или такую-то часть.

Несмотря на договор, все важное оставалось только на словах: гарантии, обязательства и способы разрешения спора. И если вдруг дело дошло бы до суда, договор не сильно меня защитил бы. Да и заказчика тоже.

Один из примеров, когда договор жил своей насыщенной жизнью и имел мало общего с реальностью. Конечно же, доступы для всех документов просто нет возможности сохранять в секрете

Задача: обновить договор и докрутить под себя

У меня был совместный проект с адвокатом Дмитрием Грицем: я помогла готовить рукопись книги «Адвокат бизнеса». В ней есть классная глава о том, что не надо использовать чужие шаблоны. Даже если на сто процентов уверены в себе и заказчике — сделайте нормальный договор.

В общем, я подумала, что будет слишком весело, если я из-за своей нерадивости приду к юристу и скажу: «Спаси меня. Договор кривой, а тут такое…» Ну что ж, я приняла решение — осталось сделать все остальное.

Разворот книги «Адвокат бизнеса». Книга подходит всем предпринимателям, даже если у них небольшой бизнес. В отдельном посте рассказываю, как работали над рукописью и где купить книгу

Шаг 1. Нашла юриста

Мне повезло: как редактор, я работаю с юристами, которые специализируются в разных сферах. Поэтому, когда поняла, что нужен договор, было понятно, кому написать.

Длинный договор собирала на основе шаблона, который подготовил Павел Мищенко и его команда из юридической фирмы Runetlex. Раз я уже использовала шаблон Паши, справедливо было к нему и обратиться.

Написала Паше в телеграм, попросила помочь, а Паша согласился. Вот и все начало истории

Шаг 2. Описала задачу: зачем нужен договор, какие вижу риски

Первое, с чего мы начали, — описание задачи. Здесь все как в редактуре или любой другой профессии: пока непонятно, что делать, бессмысленно начинать. Все равно сделаешь не то, что нужно.

Паша задал основные вопросы и попросил ответить. Я понимаю, что юристы, даже самые подкованные, не умеют читать мысли. Поэтому подробно описала, что именно беспокоит и почему, что хочу получить, какие риски вижу.

Чтобы не потерять важное, выделила дополнительно два блока: какие риски волнуют заказчика и меня. У меня нет цели сделать максимально жесткий договор для клиентов, поэтому продумала их риски и пожелания.

У меня были гипотезы, но решила протестировать их. Для этого обсудила с несколькими заказчиками риски и поспрашивала, что их беспокоит в работе редактора. Самые важные из них попросила зафиксировать в договоре: я писала самыми обычными словами, а Паша и Дианы — юристы Рунетлекса, переводили на юридический.

Задачу описала в гугл-доке, ничего особенного. Не искала идеальные формулировки, просто выгрузила, что было
Оглавление документа, где описала, что нужно от договора, как им пользуюсь и какие обстоятельства волнуют
Я работаю по предоплате, поэтому хотела четко прописать гарантии для заказчика: в каких случаях и какую сумму заказчик получает. И это с учетом, что у меня две формы оплаты: по часам и фикс
А вот еще потенциальная проблема — штраф из-за авторских прав. Простенький пример: если я стащу картинку и опубликую на сайте заказчика, а правообладатель подаст в суд нарушения прав, я плачу за весь банкет. И штраф, и за судебные разбирательства

Шаг 3. Созвонилась с юристами для обсуждения задачи

Паша и его коллега Диана посмотрели описание задачи, оставили комментарии и предложили созвониться. На созвоне мы обсудили не просто буковки в договоре и что там думает об этом гражданский кодекс, а мой реальный рабочий процесс:

с чего начинаю работу;

какие отчеты даю;

как мы договариваемся о цене, сроках, о том, что будет в задаче, и так далее;

как заказчик принимает результат и как я фиксирую: все ок, тут принято;

сколько итераций я готова делать и при каких условиях;

какие рискованные ситуации я вижу, какие последствия бывают и так далее.

Паша еще в описании задачи обратил внимание на рискованный пункт. На созвоне мы его подробно разобрали
Паша удивляется моему бардаку с документами и думает, как помочь. Немного вздыхает
На созвоне Паша и Диана смотрели мои рабочие документы, чтобы лучше понять реальный бизнес-процесс. Бонус: мне прямо на созвоне показали, где есть дыры и чем я рискую

Шаг 4. Обсудили итерации договора

Договор обсуждали в Телеграме. Когда была готова первая версия, Диана ее прислала — все как в работе редактором. Мы договорились так: если что-то непонятно или просто есть вопросы, мы обсуждаем и докручиваем документ, если нужно.

У меня, как всегда, было море вопросов, поэтому говорила как есть: вот тут смысл не поняла, а тут не поняла, как именно работает пункт. Я это к тому, что люди не умеют читать мысли: если сам не спросишь, никто и не догадается рассказать. Поэтому всегда за то, чтобы спрашивать.

Об одном пункте мы вообще поспорили, я на нем прямо настаивала. Мне казалось, что так и так поступать честно и вроде как положено. На что Паша сказал, что это не относится к честности. Это попросту глупый риск и себя ставлю под удар, хотя повода нет. У Паши своя юридическая фирма, он тоже работает с клиентами, поэтому советовал как юрист и собственник бизнеса.

Меня покорило, как юристы четко разделяли два подхода:

Вот так супернадежно, но явно тебе будет неудобно, и ты все равно так делать не будешь. Поэтому от надежности ничего не останется.

А вот так — хоть и проигрывает в надежности, но явно лучше защищает, потому что у тебя есть ресурсы делать такое-то.

Для меня это очень удобно и жизненно. Мне разложили по полочкам все за и против, предложили реалистичный вариант, а дальше уже начиналась моя ответственность — решить, на что подписаться.

Например, стандартная история с актами. Да, акт составить в целом несложно, но я даже счет забываю выставить, и клиенты мне напоминают. И, положа руку на сердце, на акты меня тоже не хватит. И это только один из самых простых примеров.

Здорово, что Диана не просто кинула в меня договор, а объяснила, на что обратить внимание и что принципиально изменилось. Это не все изменения в договоре, но самые важные, поэтому их нельзя проморгать
Переживаю, что слишком жесткое условие для заказчика. Комментарии и правки всегда есть, это рабочий процесс. Паша объяснил суть пункта: все дело в разнице между «докрутить в рамках задания» и «сделать, по сути, новый продукт под предлогом правок». Для меня это вопрос подробного описания заявки на задачу: что и как делаем, структура, тезисы, сроки и так далее
Огромный плюс в том, что мне понятно отвечали. И даже не по одному разу, если я не понимала. Диана предлагала еще созвониться и проговорить голосом, но объяснения и правда были понятные, так что мы все решили текстом

Результат: у меня договор с учетом моих рисков

По итогам всех обсуждений я получила договор, который прямо сейчас отвечает моему реальному процессу и рискам, которые есть на текущем этапе.

Пока это рамочный договор: благодаря ему мы с клиентами договариваемся о принципах работы, а все детали конкретной задачи — в заявках. Это то самое понимание задачи.

Парочка примеров.

Авторские права. Один из рисков для меня — это использование иллюстраций заказчика: скриншоты из отчетов, фото товара и так далее.

Заказчик прислал фото, я спросила, точно ли есть права на него, мне сказали, что все ок, я опубликовала. А потом оказалось, что фото сделал условный Варламов и теперь требует пять миллионов рублей. Я могу только гарантировать, что точно спрошу, но не могу гарантировать, что-то кто-то из сотрудников ответит правильно или честно.

То же самое с материалами под NDA или с клиентскими данными. Я могу уточнить, но не могу знать наверняка, можно ли публиковать что-то, а если можно, то в каком объеме. Или могу предложить заблюрить какие-то цифры на скриншоте. И если с заказчиком согласовали это, а потом пришел клиент и сказал, что в статье спалили его доходы, — это не моя ответственность. Но я честно все спрашиваю по сто раз.

Коммуникация. Все обсуждение и процесс согласования веду в мессенджерах, и там все: стоимость, сроки, принято или не принято, что добавить и так далее. В прошлом договоре об этом было что-то сказано, но очень вскользь. Теперь появился пункт, который четко проговаривает этот момент.

Кроме того, у меня целых три аккаунта в Телеграме и на разные номера. Юристы это тоже прописали — аккаунт может быть привязан к номеру телефона или указан в договоре.

Условие работает так: если заказчик передает мне фотографию товара, он отвечает за то, что с правами на использование фото все в порядке. Если прилетит штраф, разбирается сам. Для меня есть такое же условие: если я включаю в кейс схему, то я должна решить вопрос с правами на нее
Описание каналов для обсуждения и согласования задач. Часто в ноу-нейм шаблонах написано что-то вроде: переписка по эл. почте считается официальной и приравнивается к чему-то там. Но правда в том, что я не использую в почту в работе, поэтому такой пункт ничего не прояснял и не защищал

Что дальше

Я получила договор, который учитывает реальность на февраль 2021 года. Через год картина изменится, и тогда я еще раз подкручу с юристами этот договор, сделаю серию договоров под разные типы задач или что-то еще. Кто знает, как изменится моя работа.

Для меня важно, чтобы я и заказчики одинаково понимали правила игры и были защищены. В общем, изменение подобных договоров — бесконечный процесс.

Все так хорошо получились, потому что мы оба постарались :-)

Ну и парочка советов, хоть вы и не спрашивали :-)

Я часто работаю с юристами как редактор, но редко — как клиент. Поэтому тут нет такого уж большого личного опыта. Зато, как водится, есть советы :-) Так что делите их на два и критически осмысливайте: может быть, они не подходят для вашей ситуации.

Вот они:

Сначала определитесь со своим бизнес-процессом и поймите, какие видите риски, как используете договор, были ли у заказчиков вопросы, которые хорошо бы закрыть договором, и так далее. Грамотный юрист расспросит об этом, но будет проще, если заранее продумаете.

Не перекладывайте на юриста ответственность за бизнесовую часть. Только вы знаете условия своей работы: по предоплате или нет, где и как фиксируете сроки, какие гарантии даете, на каких условиях и все подобные детали. Юрист может предложить варианты и рассказать о рисках, но он не знает особенностей вашего бизнеса и того, на что вы готовы подписаться.

Задавайте море вопросов. Море. Пока не убедитесь, что понимаете, как работает каждый пункт. Юрист не Господь Бог, он тоже может ошибаться, а вам работать по этому договору. Так что лучше уж все проверить.

Если юрист берется составить договор, но задает два вопроса: кем работаете и ваши реквизиты, — бегите. Сомнительно, что его договор будет лучше шаблона, который можно скачать из интернета. Там хоть бесплатно.

Прочитайте книгу «Адвокат для бизнеса». Дмитрий — это автор — нарисовал схему, как составить свой договор и проверять чужие.

Примеры шаблонов, о которых писала в посте:

короткий договор-счет-акт от Владимира Беляева;
подробный договор от Павла Мищенко.

Не советую брать под копирку весь текст: длинный договор заточен под разработку, а короткий — совсем общий. Но если пока не обращаетесь к юристу, можно попробовать использовать такие шаблоны. Правда, все риски на вас.

Юристы, с которыми знакома и в ком уверена. Их компании, в том числе, помогают с договорами, но конкретные условия работы не знаю. Если интересно, лучше уточнить самим:

Павел Мищенко, управляющий партнер, Runetlex;
Елена Янина, партнер, Курсив;
Людмила Харитонова, управляющий партнер, Зарцын и партнеры;
Владимир Беляев и Дарья Тимохина, управляющие партнеры, Центр управления законом.

_____
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: рассказываю всякое редакторское, адрес — https://t.me/morning_editor/

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное