Фактура: зачем нужна и как собирать
Хочу поговорить с вами о сборе фактуры и поделиться приемами, которые мне помогают. Может, мой опыт
Фактуру — вперед
У меня есть золотое правило — сначала собрать фактуру, потом садиться за буквы. Для этого я разбираюсь в задаче и ее теме.
Что это значит на практике:
- Задать вопросы заказчику: почему нужна задача, кто аудитория, какую проблему решаем и так далее.
- Изучить матчасть: законы по теме, внутренние правила компании, статистику, обзоры экспертов или интервью с ними, исследования — все, где говорится, как все должно быть и как это работает на деле, и почему все именно так.
- Изучить опыт целевой аудитории. Если это сотрудники, то спросить, почему они делают так, а не иначе. Если предприниматели, то поговорить напрямую, почитать их паблики, собрать жалобы с профильных сайтов.
- Получить реальный опыт по теме или максимально к этому приблизиться: зарегистрироваться на портале, написать заявление, открыть счет, прослушать звонки клиентов и все в таком духе.
Рассказываю о каждом пункте подробнее и с примерами.
Разобраться в задаче
Базовая цель — понять, какую бизнес-задачу решаем, для кого, как информационный продукт может помочь целевой аудитории и в чем, как его лучше реализовать.
Источники. Мой первый контакт — заказчик задачи. После первого общения он может сказать, что не все знает по теме и лучше переговорить еще с
Как разобраться в задаче — подробно расспросить обо всем. Вот что мне помогает в этом:
- Список вопросов.
- Личный разговор. Никаких переписок, даже если вроде бы задачка простая. При беседе всегда выясняется
что-то дополнительное,какие-то нюансы, несостыковки. А писать подробно, с примерами, цифрами, историями почти всем лениво.
Что узнать. Есть два типа вопросов:
- Список вопросов.
- В целом о задаче, я их называю базовыми. Они практически одинаковые, неважно, что нужно сделать — лендинг, методичку для сотрудника, статью и что угодно еще.
- И конкретные вопросы о продукте. Они зависят от контекста, самого продукта, аудитории и других деталей. Поэтому заранее дать универсальный список нельзя.
Что мне помогает:
Выяснить, кто конечный заказчик. Допустим, приходит маркетолог и говорит — давай сделаем инструкцию. А оказывается, это не он инициатор, а руководитель отдела поддержки клиентов. Поэтому маркетолог особенно и не знает, что нужно, почему. И даже если он примет результат, не факт, что не придется переделывать.
Чтобы избежать ненужной работы, задаю побольше вопросов. Если вижу, что человек плывет в фактуре или называет еще
Заранее составить список вопросов. Это выглядит занудно, но выручает. При беседе появляется много новой информаций и вопрос может вылететь из головы. А собраться еще раз бывает сложно, особенно, если о задаче рассказывают сразу несколько человек.
Записывать разговоры. Можно на телефон или через программу, например, зум и скайп делает запись по кнопке. Даже если ведете конспект во время беседы, можно
Предупреждать заказчика, что вопросов много, беседа займет
Кажется, что необязательно общаться лично. Я работаю удаленно и почти все переговоры провожу через зум, телеграм, слак, скайп и просто по телефону. И пока проблем не было. Но может быть, именно в вашем случае может быть иначе. Тут решать вам.
Изучить матчасть
Базовая цель — не делать поверхностную работу. Для этого здорово:
- Раскопать классные примеры и возможные проблемы.
- Не допускать очевидных ошибок.
- Cэкономить время экспертов, чтобы они не объясняли простые вещи, которые легко узнать самим, а отвечали на сложные вопросы.
Источники. Их можно поделить на такие группы:
- Люди: сотрудники компании, внешние эксперты, представители целевой аудитории, которые знают тему.
- Официальные документы и данные: например, законы или статистика.
- Профильные издания и площадки. Допустим, юристы и бухгалтеры читают журналы от «Актиона»
- Паблики, форумы и что угодно еще, где общается целевая аудитория. Идеально найти место, где они жалуются.
- Хорошие книги по теме, если такие есть.
Конкретные источники зависят от задачи и бизнеса. Одно дело писать об айти, другое — о рынке производства одежды и запуска своих линий. Официальные документы, эксперты и паблики — все будет разным.
Как собрать источники.Тут все, как в жизни — спросите заказчика и погуглите.
Вот, что можно спросить заказчика:
- Какие документы, материалы, статьи и что угодно можно почитать по теме?
- Кто из компании расскажет фактуру: примеры, расчеты, примеры ошибок, шаблоны документов?
- С кем из сотрудников можно поговорить, чтобы узнать реальные вопросы аудитории и какие у них трудности?
- Где жалуется и задает вопросы целевая аудитория? Обычно это
какие-то паблики, форумы ичто-то такое - Где прочитать о матчасти? Например,
какое-то профильное издание, группы в соцсетях или еще что. - Какой закон, постановления регулируют эту сферу?
- Какого эксперта по теме почитать и где он обычно пишет? Как его найти?
Ещё здорово поискать самим. Например, заказчик сказал, что аудитория читает Хабр. Отлично, значит — лезем туда и ищем то, что подходит под тему. Например, вопросы о валютном контроле для разработчиков.
Помогает простое гугление. Допустим, начали писать о маркетплейсах. Пишете в поиске
Что мне помогает:
Расспрашивать. В поиске материалов, фактов и историй можно закопаться. Чтобы поберечь время, хорошо бы прямо расспросить заказчика. Может, он уже подскажет вектор, на что обращать внимание.
Фиксировать находки. Пока читаю или смотрю всякое, фиксирую себе выжимки, а то потом сложно вспомнить: что за ссылка, чем понравилась статья или пост. И придется заново читать, а это время.
Еще помогает записывать такое: что непонятно, о чем чаще спрашивают, вот тут вроде бы есть проблемный кейс — и все, что может быть интересным важным. Потом об этом здорово расспросить эксперта.
Обращать внимание на несостыковки. Когда говорю с экспертом, обращаю внимание на возможные проблемы: «Вот так написано в законе. А как это в реальности работает? Вы говорите, что это обязательно для всех. А где это описано?» и так далее. Интересны противоречия, а не просто знание теории.
Переспрашивать до победного. Если эксперт
Не бояться спрашивать — отдельная тема, но если с этим трудности, лучше поискать способы, как с этим справляться. Всегда будет
Изучить опыт целевой аудитории
Базовая цель — глубже понять аудиторию, найти всякие полезные детали, реальные проблемы, нащупать топовую тему. Это все помогает выстроить подачу и определиться, на чем делать акцент.
Как изучить. Варианты зависят от задачи, аудитории и возможностей компании. В идеале — встать как можно ближе к людям, для кого вы все это делаете. Как есть варианты:
- Прослушать звонки аудитории, где они о
чем-то спрашивают, жалуются и вообще общаются. В компании, которой я помогаю, записывают разговоры с клиентами. Я не знаю имен, фамилий и другую секретную информацию, но могу послушать, как общаются клиенты и менеджеры. - Посмотреть сообщения в чате компании, если там есть переписка.
- Почитать отзывы на компанию — за что хвалят и за что ругают.
- Поговорить с сотрудниками, которые работают с аудиторией.
- Поговорить с самой аудиторией: лично или сделать опрос — как получается
Что мне помогает:
Фиксировать формулировки аудитории, не рассказывать своими словами. Иначе есть риск упустить
Рассказывать, зачем спрашиваю. Если провожу опрос письменно,до самого опроса, рассказываю, зачем я это делаю и какая польза от нее аудитории. Даже если опрос на минутку. Плюс указываю, к какому сроку нужны ответы.
Учитывайте, что скорее всего, на вопросы ответят коротко и не в том формате, что вам нужно.
Заранее присылать вопросы. Если планирую обсудить вопросы устно, пишу и отдаю их заранее. Тогда аудитории проще понять, насколько детальные нужны ответы и сможет подумать о них.
Не считать всех идиотами. Если аудитория
Получить реальный опыт
Базовая цель — убедиться, что все важное уже знаете, нет
Как получить. Варианты тоже зависят от задачи, аудитории и возможностей. Тут главное — постараться сделать то, что советуете клиентам или о чем рассказываете. Например, можно:
- Самому открыть торговую точку и заняться бизнесом.
- Поучаствовать в госзакупке и выиграть тендер. Один из сотрудников Тинькофф ради эксперимента поставил сахар.
- Зарегистрироваться там, где советуете аудитории.
- Подать заявление.
- Получить субсидию или льготу.
- Съездить на предприятие и поработать там смену в качестве сотрудника.
- Просто посидеть рядом и посмотреть, как сотрудник работает
Полезные ссылки
Гайд: как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье
Список вопросов для понимания задачи
Вопросы, чтобы раскрутить историю