Часть 1: что за гайд
Это первая часть гайда: «Как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье». Рассказываю, как это все может помочь.
Все части гайда — в отдельном посте
Для каких статей пригодится
Если вы пишете о микро-, малом и не слишком большом среднем бизнесе — гайд поможет. Если берете интервью у компании типа Газпрома или Билайна — то скорее нет.
Как помогает
Гайд — это список опасных мест в статье, в которых стоит разобраться. Такая карта с обозначением мин. Чтобы их отловить, выписала вопросы и факты, в которых можно случайно ошибиться, не так интерпретировать или вовсе о них забыть.
Зачем так копаться в фактах и цифрах — отдельная статья в блоге.
Надо ли разбираться с каждым пунктом
В гайде много разных пунктов, но не обязательно проходиться по каждому для каждой статьи. Все зависит от контекста и здравого смысла:
Если пишу кейс о том, как найти сотрудников-воришек, глубоко копаться в финансовых результатах необязательно. А вот если пишу о работе в кризис — это основа материала, поэтому все данные надо перепроверить.
Если цель — рассказать об убытках
Как и когда отрабатывать пункты
Информацию перепроверяю на всех этапах:
Готовлюсь к первому интервью, собираю информацию → просматриваю гайд, что не забыть о
Взяла первое интервью, поняла историю, прихожу к герою с дополнительными вопросами → прохожусь по списку вопросов из гайда.
Прошла первую итерацию, с героем обсудили, он дал комментарии. Изучаю текст → и еще раз прохожусь по пунктам: вдруг
Для перепроверки опасных мест задаю вопросы, лезу в законы, ищу экспертов, если нужны. Например, я не знала, что, если у тебя пасека, но ты работаешь один и доход не так чтобы большой, налоги надо платить только с земли. Об этом рассказал знакомый бухгалтер.
Что делать с новой информацией
Не всю уточненную информацию стоит использовать в статье. В большинстве случаев она нужна только для того, чтобы лучше понять бизнес и убедиться, что мины нет.
Как поступать, когда
Чего нет в гайде
Нет советов, как проверять компанию по источникам: базам данных, опросу клиентам, документам и всему остальному, что принято в деловой журналистике. Это важная часть работы, но это отдельная тема. Здесь речь только о разговоре с героем и минимальной проверке у гугла.
Нет отраслевых вопросов, только в целом по бизнесу. Понятно, что подводные камни, например, в производстве рюкзаков и перепродаже суперфудов сильно отличаются. Но копание в отрасли — тоже отдельная тема, может, напишу в другой раз.
Нет рассказа о проверке тональности рассказа. Например, герой на самом деле адекватный, а в тексте выглядит снобом. Или считает, что сам виноват в провале, а выглядит так, будто бы спихивает вину на инвесторов. Отлавливать такие штуки и разбираться в них — тоже редакторская задача, но и это отдельная история. 🙂
Что дальше
Гайд живой, потому что собирала его на своем опыте и опыте авторов, которым помогала выпускать истории. Через полгода накоплю еще примеров и дополню. А через год, может, решу, что была неправа, удалю все и начну заново. Так что это не Святой Грааль.