Cписок вопросов для понимания задачи
Собрала вопросы, которые использую, чтобы разобраться в задаче и сделать
Смотрите список вопросов в гуглдоке. Вдруг вам тоже пригодится или знаете, чем дополнить.
Если не ведете себе такой список, написала пару слов, что это и зачем.
Как разобраться в задаче
Как разобраться в задаче — большая тема. Может, напишу как-нибудь отдельно, но пока самое основное, что мне помогает.
Я знаю четыре этапа для понимания задачи:
Поговорить с тем, кто пришел с задачей и заказчиком. Не всегда это один и тот же человек.
Изучить матчасть. Например, законы и статистику, обзоры экспертов, паблики, профильные СМИ. Самим поговорить с экспертом.
Изучить опыт целевой аудитории. Способы зависят от задачи и возможностей. Я стараюсь оказаться поближе к аудитории, для которой делаю продукт. Например, прослушать звонки, провести опрос или взять интервью.
Получить реальный опыт. Тут тоже все зависит от задачи и ситуации. Если есть возможность, стараюсь повторить путь аудитории. Если надо оставить заявку, оставляю. Если надо зарегистрироваться, делаю это.
С какого этапа начинать, какой не делать — все зависит от задачи и контекста. Но даже если сроки горят, я все равно
Кто такой заказчик
Заказчик — это общее название. Им может быть сотрудник компании, например, маркетолог, руководитель продаж, технолог. А может, владелец бизнеса или его управляющий.
Главное отличие заказчика от всех остальных:
- он знает максимум ключевой информации о задаче;
- у него есть право принять финальное решение;
- от него зависит, что и как говорим, в каком ключе, какие факты используем, в какой очередности
что-то делаем; - он принимает важные решения по задаче, например, может перенести сроки, увеличить бюджет;
- если спорят члены команды, то за ним последнее слово.
Чтобы хорошо сделать задачу и сто раз не переделывать, важно сразу найти заказчика. А то бывает, что с поручением приходит технолог, а результат работы в реальности принимает маркетолог. И на выходе: задача то сделана, только требования были совсем другие.
В общем, я всегда ищу заказчиков.
Зачем нужны вопросы
В большинстве случаев заказчик приходит уже с решением: нужна инструкция, новость, статья, блог или самолет. Бывает, что задача описана прямо подробно, и для кого, и зачем. Вроде все на месте. Но это обманчиво.
Вот примеры последствий, если сразу кинуться делать и не разобраться как следует:
Внезапно придется все переделывать. А уже потрачено много времени, сил, энергии и денег. И переделка не потому, что действительно внезапно
Бесконечные согласования и долгий запуск. Если продукт
Работа окажется ненужной. Если информационный продукт не влияет на бизнес-задачу, ради которой это все затевалось, он будет
Мне кажется, что единственный способ разобраться в задаче — это задавать вопросы.
Что за список вопросов
Я собрала список основных вопросов, который мне помогает. Использую его, чтобы обсудить задачу с заказчиком, неважно какую: кейс, методичку для сотрудника, сценарий, статью и что угодно еще.
Как использовать список
Посмотрите пример вопросов и составляйте свой список с учетом особенностей вашей задачи, знания продукта и компании. Я делаю также. Показала бы пример с реального проекта, но даже в списке много секретов, так что не получится.
Я заранее составляю список, даже если знаю продукт и заказчика. При беседе появляются новые факты и
Как задавать вопросы
Как назадавать тонну вопросов и не выбесить, тоже отдельная тема. Но в целом, все как при любом другом занятии. Вот что мне помогает:
- Рассказываю, как беседа и ответы на вопросы помогут заказчику. Не «я хочу подстраховаться от переделок», а «тебе не надо будет исправлять миллион ошибок и тратить вагон времени».
- Если вопросов много, я плохо знаю заказчика, то заранее присылаю список вопросов. Это помогает клиенту прикинуть время на беседу и определиться, точно ли он все знает или лучше позвать еще
кого-то . - Вопросы задаю только устно, никаких переписок. Почти всем лениво писать подробности, поэтому можно упустить критичные детали.
- Разговоры записываю, потому что у меня бывает по 3 созвона в день, и вечером я уже ничего не помню. На расшифровку никому не отдаю, переслушиваю сама.
Если заказчик не хочет отвечать
Я не работаю, если заказчик не готов отвечать на вопросы. Знаю, что это не всегда правильно, потому что бывает, надо просто дать свои гипотезы на основе информации, которая у меня уже есть. Но в работе без интервью с заказчиком вижу больше проблем, чем плюсов
А что после беседы с заказчиком
После беседы я собираю документ, где пересказываю ключевые мысли, которые влияют на задачу, и предлагаю решение. Решение стараюсь описать максимально конкретно: с примерами, референсами, структурой, тезисами. Это помогает заказчику понять, в том ли направлении я двигаюсь или все не так. Такой документ может называться пониманием задачи, заявкой, брифом — вариантов много. Но тут важнее суть, а не название.
Как я составляю такую штуку, расскажу как-нибудь потом.
Рассылки в помощь
Как проводить кастдев — интервью с клиентами, бесплатная рассылка
Как сделать проект — рассылка Николая Товеровского. Есть письма о вопросах и понимании задачи
Курс молодого бойца для маркетолога — рассылка Аси Челован, главного маркетолога в Тинькофф Бизнес. Рассказывает о том, как разобраться в задаче, как оформить понимание и зачем это все нужно. А еще там много классных советов по анализу аудитории.
Курс для начинающих редакторов — Ирины Ильяховой, главреда Тинькофф Бизнес. Рассказывает, как делать дела, разбираться и вести переговоры с клиентами.