Часть 6. Фотографии и скриншоты
Это шестая часть гайда: «Как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье». Разбираемся с иллюстрациями.
Все части гайда — в отдельном посте
1. Если герой дает фотографии
В чем риск — спровоцировать разбирательства
Есть закон об авторских правах, это большая тема, но вот что самое важное: нельзя использовать чужую фотографию, песню или даже гифку с котиком без разрешения автора или владельца исключительных прав. Иначе компания может получить штраф: например, Илья Варламов отсудил 200 тысяч рублей.
Чтобы подстраховать героя, лучше разузнать, откуда фотографии и точно ли ими можно пользоваться.
Что спрашиваю:
Кто делал фотографии или макеты?
На каких условиях?
Откуда исходники?
Не факт, что герой знает все детали, поэтому прошу уточнить у маркетолога или дать мне его контакты.
Особенно обращаю внимание вот на что:
- Каталоги продукции, где она вся такая красивая в интерьере. Возможно, это реальная фотография или рендер дизайнера, а может, скачано
откуда-то . Аккуратные фото рабочего оборудования на белом или прозрачном фоне.
Был случай: герой передал фото погрузчика для разгрузки палет с сыпучими продуктами. Но сомнительно, что владелец бизнеса заказал съемку или попросил дизайнера убрать фон с реальной фотографии. Начала расспрашивать — и оказалось, что фото из Гугл-картинок. А такое использовать нельзя.- Cлишком красивые фото сотрудников или героя в работе: на заводе, в кабинете, в магазине — где угодно. Возможно, это результат заказанной компанией съемки, и тогда все хорошо. А может быть, эти фото остались от съемок для другого издания, и не факт, что ими можно пользоваться.
- Изображения природы, животных, насекомых, особенно если это не часть бизнеса клиента. Знакомый юрист рассказывал о фотографе, который замечательно делал репортаж о клещах. И его без разрешения использовали СМИ и компании. В итоге он отсудил миллион рублей за недозволенное использование фотографий.
Что почитать на тему. Обсудила с юристами и выпустили материалы:
2. Если герой дает фото сотрудника или клиентов
В чем риск — невольно рассорить героя с клиентами или сотрудниками.
Не все любят себя на фотографиях, а
Что спрашиваю:
Подскажите, а сотрудники знают, что вы будете публиковать их фотографии? Они не будут против? А то вдруг
Клиенты знают, что вы будете использовать их фото в своей статье? Они давали согласие?
Что почитать по теме. Мнение юриста о фото сотрудников, выпускала статью как редактор: «Фотографирую сотрудников для каталога. Это законно?».
3. Если герой дает рабочие скриншоты
В чем риск — раскрыть секретную информацию.
В статьях использую рабочие скриншоты компаний, а там обычно
Что спрашиваю. Для каждого бизнеса могут быть свои чувствительные данные, и заранее это не угадать. Поэтому просто спрашиваю, что можно оставить, а что нет. Например, в статье об автомастерской надо было закрасить номера машин. Кажется, это очевидно, но я сама не догадалась.