Часть 6. Фотографии и скриншоты

Это шестая часть гайда: «Как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье». Разбираемся с иллюстрациями.

Все части гайда — в отдельном посте

1. Если герой дает фотографии

В чем риск — спровоцировать разбирательства из-за авторских прав.

Есть закон об авторских правах, это большая тема, но вот что самое важное: нельзя использовать чужую фотографию, песню или даже гифку с котиком без разрешения автора или владельца исключительных прав. Иначе компания может получить штраф: например, Илья Варламов отсудил 200 тысяч рублей.

Чтобы подстраховать героя, лучше разузнать, откуда фотографии и точно ли ими можно пользоваться.

Что спрашиваю:

Кто делал фотографии или макеты?

На каких условиях?

Откуда исходники?

Не факт, что герой знает все детали, поэтому прошу уточнить у маркетолога или дать мне его контакты.

Особенно обращаю внимание вот на что:

  1. Каталоги продукции, где она вся такая красивая в интерьере. Возможно, это реальная фотография или рендер дизайнера, а может, скачано откуда-то.
  2. Аккуратные фото рабочего оборудования на белом или прозрачном фоне.

    Был случай: герой передал фото погрузчика для разгрузки палет с сыпучими продуктами. Но сомнительно, что владелец бизнеса заказал съемку или попросил дизайнера убрать фон с реальной фотографии. Начала расспрашивать — и оказалось, что фото из Гугл-картинок. А такое использовать нельзя.
  3. Cлишком красивые фото сотрудников или героя в работе: на заводе, в кабинете, в магазине — где угодно. Возможно, это результат заказанной компанией съемки, и тогда все хорошо. А может быть, эти фото остались от съемок для другого издания, и не факт, что ими можно пользоваться.
  4. Изображения природы, животных, насекомых, особенно если это не часть бизнеса клиента. Знакомый юрист рассказывал о фотографе, который замечательно делал репортаж о клещах. И его без разрешения использовали СМИ и компании. В итоге он отсудил миллион рублей за недозволенное использование фотографий.

Что почитать на тему. Обсудила с юристами и выпустили материалы:

Что защищают авторские права

Права автора и заказчика

2. Если герой дает фото сотрудника или клиентов

В чем риск — невольно рассорить героя с клиентами или сотрудниками.

Не все любят себя на фотографиях, а кто-то принципиально против публикации в определенных изданиях или контексте. С сотрудниками еще можно уладить спор, а вот если клиенту не понравится, могут быть проблемы. Пару раз герои приносили другие фотографии после того, как мы обсудили все риски.

Что спрашиваю:

Подскажите, а сотрудники знают, что вы будете публиковать их фотографии? Они не будут против? А то вдруг кто-то на вас обидится и будут проблемы?

Клиенты знают, что вы будете использовать их фото в своей статье? Они давали согласие?

Что почитать по теме. Мнение юриста о фото сотрудников, выпускала статью как редактор: «Фотографирую сотрудников для каталога. Это законно?».

3. Если герой дает рабочие скриншоты

В чем риск — раскрыть секретную информацию.

В статьях использую рабочие скриншоты компаний, а там обычно что-то секретное: имена, данные клиентов, стоимость и много чего еще.

Что спрашиваю. Для каждого бизнеса могут быть свои чувствительные данные, и заранее это не угадать. Поэтому просто спрашиваю, что можно оставить, а что нет. Например, в статье об автомастерской надо было закрасить номера машин. Кажется, это очевидно, но я сама не догадалась.

Дария — героиня статьи об автомастерской, дала серию фотографий. Я сначала взяла, а потом задумалась: слишком хорошее качество для обычных фото. Кажется, делал профессионал. Стала задавать вопросы — оказалось, да, приезжал фотограф и снимал для другого издания. Я с ним списалась в фейсбуке: узнала, какие фотографии он не передавал изданию, и спросила, могу ли я их использовать со ссылкой на автора. Так и договорились. Статья об автомастерской, писала сама
С фото детей я всегда особенно осторожна. Даже если их фотографировали на мероприятии, это не значит, что родители согласны на публикацию в открытом доступе. Поэтому для статьи о детском центре мы специально узнавали, что фото сделаны с разрешения родителей. Помогала выпустить статью как редактор
Я люблю показывать в статьях переписку — с клиентами, поставщиками, сотрудниками. Так становится живее и получается больше доверия, ведь сразу видно, кто и как общается. На этих скриншотах закрыли только имена, но в других статьях в похожих скриншотах закрыли и часть цифр. В общем, зависит от бизнеса. Кейс: как производитель спасал компанию в кризис, писала сама
Герой рассказывает, как подготовился к кризису. Одно из решений — всю работу вести в электронном формате через CRM. В качестве иллюстрации использовали скриншот, договорились закрыть только названия клиентов, а все цифры оставили. Кейс: как производитель спасал компанию в кризис, писала сама

Все части гайда — в отдельном посте

Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить