Часть 4. Сотрудники

Это четвертая часть гайда: «Как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье». Показываю список вопросов, чтобы не потеряться в сотрудниках.

Все части гайда — в отдельном посте

1. Как в реальности оформлены сотрудники

В чем риск — не разобраться в ситуации и наделать ошибок в матчасти.

Если предприниматель говорит, что на него работает столько-то человек, совсем не факт, что они все в штате. Оформление влияет на размер налогов, общие расходы на зарплату и восприятие бизнеса в целом.

Например, часть сотрудников оформлены по трудовому кодексу, другие — как самозанятые, потому что работают курьерами, а еще есть те, кто работает как ИП. Из-за такого деления налоги на ФОТ будут небольшими, и если их указывает в статье, то надо пояснить сумму. Иначе читатели решат, что это ошибка.

Еще читатели могут решить, что, раз не все в штате, предприниматель специально отказывается от ответственности за социальные выплаты.

Ну и налоговой схема с ИП может не понравиться.

Что спрашиваю:

  1. Сколько у вас сотрудников?
  2. Чем они занимаются?
  3. Как оформлены по документам?
  4. Почему именно так?
  5. Как вы об этом договорились с командой?

2. Если пишем, что сотрудников могут уволить после испытательного срока

В чем риск — не вытащить интересные бизнес-детали и невольно создать негатив вокруг героя.

Увольнение — чувствительная тема, и на нее читатели остро реагируют, поэтому лучше разобраться, как именно работает увольнение. Это помогает подстраховаться от необоснованного негатива и показать точку зрения предпринимателя, подстраховаться от рисков с налоговой. А еще найти интересные детали, которые раскрывают героя.

Владелец детского центра рассказал, что на испытательный месяц специально оформляет сотрудника по договору услуг. Так проще расстаться, если он не подойдет, потому что меньше возни с документами. При этом текучки почти нет, увольняется один-два человека в год.

С одной стороны решение героя выглядит адекватным: никто никого не обманывает, это просто способ сэкономить время. А с другой — госорганы могут признать такой договор трудовым, и компания получит штраф.

Что спрашиваю:

  1. Как оформляете испытательный срок?
  2. Почему именно так?
  3. По каким критериям понимаете, что сотрудник не прошел испытательный срок? Как они отслеживаются?

    Это особенно важно в рассказе о компании с большой текучкой или сложными условиями работы. Знаете, упреки из серии «продавцы работают по 12 часов в сутки, не могут сходить в туалет, а если не соглашаются, их увольняют».

3. Если сотрудники работают посменно

В чем риск — не вытащить интересные бизнес-детали и невольно создать негатив вокруг героя.

При сменной работе бывают переработки, причем по разным причинам. Самая частая — между сменами нет нужного количества выходных. Требования на этот счет есть в трудовом кодексе. Поэтому на всякий случай хорошо бы узнать, сколько часов занимает смена и как обстоят дела с переработками.

Что спрашиваю:

  1. Сколько часов занимает смена?
  2. Сотрудники официально работают по сменам? Это где-то зафиксировано?
  3. Хватает ли сотрудников, чтобы покрывать все смены? Удается ли им отдыхать между сменами?
  4. Если по ТК не хватает выходных, то как решается вопрос формально и как договариваются с командой?

4. Если это стартап и сотрудники не получают денег

В чем риск — написать о мутном бизнесе. Я с большой осторожностью отношусь к команде без зарплаты, поэтому все разузнаю.

Встречала такие примеры.

Предприниматель создает бизнес с вау-эффектом, из серии «мы второй Эпл, поменяем мир и индустрию». Под это дело собирает команду энтузиастов и договаривается: пока компания не выходит на такой-то уровень прибыли, ее не выкупает инвестор или что-то еще, все работают за идею, а вот потом начнут получать зарплату и у них появится доля в компании.

Что спрашиваю:

  1. Сотрудники оформлены в штат или работают на устных договоренностях?

    Один герой сказал, что оформил сотрудников в штат, но они ничего не получали. А это нереально в нашей стране: если сотрудники есть, какая-то зарплата должна быть. Поэтому надо разобраться, что на деле происходит и как их еще не замела проверка.
  2. О каком вознаграждении предприниматель договорился с сотрудниками?

    Другой герой сказал, что выделяет опционы. В России есть законодательная база под опционы, но все-таки оформить их не так просто. Поэтому хорошо бы понять: речь действительно об опционах или это просто обещания в Вотсапе?
  3. Если сотрудники работают без оплаты, какой у них источник дохода? На что они живут?
  4. Как долго они не получают оплаты? Что их мотивирует отказаться от денег на такой срок? Они так собирают портфолио или что-то еще? Тезис, что они тоже хотят изменить мир, лучше чем-то подкреплять.
  5. Какими документами предприниматель гарантирует, что команда все-таки получит деньги?
Владелец магазина товаров для триатлона рассказывает, как отбирает продавцов и чего от них ждет. Его тезис — нечего возиться и как-то особенно мотивировать: если человек хочет работать, он предлагает хорошие условия; если нет, нет смысла заставлять. В доказательство приводит размер оплаты и объясняет, как она строится. Помогала выпускать статью как редактор
Цитата из кейса о спасении компании в кризис. Предприниматель рассказывает, как сократил расходы на персонал и при этом сохранил команду. Решили честно сказать, как оформлена команда, чтобы не было лишних вопросов. Кейс писала сама, читайте в Т—Ж

Все части гайда — в отдельном посте

Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить