Часть 2. Уточнения о бизнесе
Это вторая часть гайда: «Как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье». Рассказываю, что там с циферками и каверзными вопросами.
Все части гайда — в отдельном посте
1. Как оформлен бизнес
В чем риск — не разобраться в цифрах и невольно подставить героя, будто он обманщик или сам не знает, как работает компания.
Предприниматели
Например, герой говорит, что у его ООО «Свекла» и оборот — 100 млн рублей. А по базам видно, что у компании только 60 млн рублей. И непонятно: то ли обманывает, то ли не так считает, то ли еще что. То же самое может быть с количеством сотрудников.
Обычно разница появляется, если предприниматель раздробил бизнес. У него может быть два ООО, ИП и еще один ИП, оформленный на друга. При этом финансовые показатели считает по всему бизнесу, а не только по одному ООО. Так что он не обманывает, просто надо спросить о структуре бизнеса.
Что спрашиваю:
Как у вас оформлен бизнес?
У вас только ООО или есть ИП?
Цифры, которые вы даете, из какого бизнеса? Из ООО и ИП? Или как?
Остальные вопросы зависят от ситуации.
2. Если есть иски за невыплаты, банкротство и что-то подобное
В чем риск:
Проворонить интересный фокус статьи или деталь, на которой может выстроить всю историю.
Выставить героя снобом, обманщиком, ненадежным партнером. А на самом деле это не так. Например, он говорит: мол, бизнес просел
Не разобраться в бизнесе и зря тратить время на статью. Может, герой и правда не сильно добросовестный.
Что спрашиваю:
Есть ли
Если темные пятна есть, предлагаю обсудить и решить, что будем делать.
Что делать, если есть темные пятна:
Возможно, стоит упомянуть о них в статье и пояснить. Например, открывал ООО, бизнес не пошел, я его закрыл. Учел ошибки и запустил еще один бизнес. Или: сейчас есть
А может, разузнать побольше и всю статью посвятить провалам. Например, мы с автором выпустили статью о запуске игры арчери таг, и в середине истории все было плохо.
И другой вариант: может, предприниматель и правда ненадежный и не стоит о нем писать. А если написали, то не публиковать.
3. Есть ли партнер или инвестор
В чем риск:
Проворонить интересный заход в истории. Если есть партнер, то могут быть конфликты
Взять интервью не у того партнера. Допустим, один только вкладывает деньги, а другой работает с бизнесом. И если поговорить только с инвестором, не получится собрать фактуру для истории.
Просто ошибиться: одно дело сказать, что герой поднимал бизнес один, другое — с
Что спрашиваю:
- Есть ли у вас партнер по бизнесу?
- Вы один создавали компанию?
- Кто вложил деньги в запуск?
- Несколько лет не было прибыли, на какие деньги вы закрывали убыток и продолжали развивать бизнес?
Как по документам оформлено партнерство и оформлено ли вообще?
Знаю истории, когда два друга открывают бизнес вместе, но ИП оформлено на одного, и все договоренности — только на словах. Если рассказ о партнерстве, стоит покопаться и узнать, что делают для соблюдения договоренностей, какие из них нарушаются, какиеиз-за этого трудности. Если рассказ о расходах, то спросить, как делят деньги, что обещал герой за выход из дела.Что именно дает инвестор и на каких условиях?
Он может выкупить долю в обмен на дивиденды или дать материальные ресурсы, например помещение, своих маркетологов и бухгалтеров, в обмен на часть прибыли. Или может вложить деньги и ждать, что через три года предприниматель выплатит определенную сумму.Какие обязанности и права у партнеров?
Может быть такое, что партнер отвечает за всю техническую часть продукта, а предприниматель — за маркетинг и привлечение. Если статья о технической части, то говорить надо со вторым партнером. Первый может не знать важных деталей.
4. Как герой зарабатывает на бизнесе
В чем риск:
Не разобраться в материальной мотивацию героя, и упустить важное. Может, он специально живет на пассивный доход и все вкладывает в бизнес, или наоборот, у него была цель — получать по 1 млн рублей в месяц для себя лично. Это все влияет на историю.
Написать о сером или черном бизнесе и попасть в стоп-лист редакции. Одно дело герой начисляет себе зарплату или получает дивиденды, другое — забирает из кассы наличные без отчетов.
Что спрашиваю:
Как вы получаете деньги от бизнеса? Зарплатой, дивидендами или еще
Какая у вас материальная цель?
Какой план по заработку? Ежемесячно
Остальные вопросы зависят от контекста.
5. Сколько герой тратит на себя, если сокращает зарплату или увольняет сотрудников
В чем риск:
Создать вокруг героя лишний негатив.
Не разобраться в истории.
Обычно в кризис предприниматели сокращают зарплату и режут остальные расходы. И всем интересно: а чего же лишается сам предприниматель?
Один герой продал машину, сдавал две квартиры и жил на эти деньги полгода, пока бизнес не стабилизировался. Другой продолжал получать зарплату, только на 30% меньше, чем обычно.
Я не считаю, что, если кризис, владелец бизнеса должен забыть о себе и все отдавать в компанию. Поэтому если он не сократил свои расходы, то и хорошо: его право. Но лучше заранее выяснить, как обстоят дела и определиться, как писать об этом.
Что спрашиваю:
Вы снижали расходы на себя? Если да, то насколько и почему?
Какой у вас дополнительный источник дохода, чтобы можно было жить на меньшие деньги от компании?
6. Как проводятся деньги от клиентов?
В чем риск:
Попасть в стоп-лист редакции
Невольно показать, будто бы компания работает незаконно, хотя это не так.
Не разобраться в бизнесе.
На что обращаю внимание — зависит от контекста и особенностей бизнеса.
Например:
Поступления от физлиц. Допустим, компания организует мероприятия в барах и продает билеты. Для приема оплаты нужна касса, и неважно, как поступают деньги, — наличными или по карте. А если у бизнеса кассы нет, встают вопросы: как он оформляет деньги? Точно ли это не черный нал? Если черный, то какой объем в общем обороте? Как его показывать? И можно ли вообще?
Предприниматель говорит, что расплачивается наличными с подрядчиками. Если есть наличные, он их
7. Если зарабатывает на продаже франшиз
В чем риск — написать о непонятном бизнесе. Я не эксперт по франшизам, но, кажется, там всегда есть риск нарваться на
Что спрашиваю:
По какому договору продается франшиза?
Часто это договор услуг, и по нему передают маркетинговые материалы и консультируют. Или еще может быть договор поставки: головная компания поставляет мороженое своего производства, а франчайзи его продают под общим брендом. Это законно, только это все же не франшиза, и это может быть критично для рассказа.
Если франшиза продается по договору концессии, то что там с товарным знаком и другими условия?
Например, если товарный знак не оформлен, договор концессии не подходит. Поэтому делаю вывод: или в рассказе ошибка, или ещечто-то .Что именно покупают франчайзи и какие обязательства у продавца?
Здесь много нюансов, главное — убедиться, что это не липовый бизнес, продавец не обманывает франчайзи, они и правда получают то, за что заплатили. Как это понять — отдельная тема, но хорошо бы самим посмотреть договор. Полезный материал: «Как читать договор франшизы».- Кто берет на себя расходы на общую деятельность, например на маркетинг, бухгалтерию, юристов, IT-систему? Это может быть важно для оценки прибыльности каждой точки.
- Все ли точки в компании принадлежат франчайзи или есть те, что на балансе у головной компании?
- За что и на каких условиях платят франчайзи? Обычно это первоначальный (паушальный) взнос и роялти. Но могут быть варианты или просто кабальные условия.