Вопросы, чтобы раскрутить историю

Самое цепкое в статьях и рассказах о продуктах — истории и сценарии использования. Одно дело сказать: «в лесу может случиться всякое» или «крепите фонарик, чтобы его ветер не сдул, а то потеряетесь», другое — показать на примерах эти трудности и важности советов.

Как в фильме, когда зритель не слышит экспозицию: «Меня бросила Маша, теперь я грустный», а всё в кадрах: Маша швыряет вещи в парня, выбрасывает чемодан на улицу и кричит, чтобы тот не возвращался. А парень топает в бар, просит виски и медленно так его пьет. Ну и с вековой скорбью в глазах.

Истории помогают читателю лучше представить то, о чем говорит герой, зацепиться эмоциями, вовлечься и вообще как-то отреагировать. А это влияет на репосты, продажи и это всё. Сравните, что больше цепляет и остается в памяти:

Заявка на историю-1
В лесу легко заблудиться, если отвлечься и уйти в свои мысли

История
В лесу три опасности: заблудиться, получить травму или встретиться с дикими животными. Все это у меня было. Мы с подругами пошли в лес. Середина сентября, монотонный дождь, позднее утро. У нас с собой была коробка дешевого вина, полбутылки водки и банка фасоли. Бродили по лесу, болтали за жизнь, я ругалась по телефону с бывшим. Закончив беседу, посмотрела по сторонам — и не узнала местность. Смеркалось, а куда идти — непонятно. Как заработать на сборе грибов

Заявка на историю-2
Мы не продаем алкоголь, поэтому бизнес вроде бы спокойный. А на самом деле, чего только не бывает. Что ни день, то приключения

История
Мы не продаем алкоголь и сигареты, вроде бы не должно быть эксцессов, но они есть. Был день ВДВ, я стоял за кассой. На улице и так неспокойно, а тут еще заходит вэдэвэшник. Лицо красное от выпивки, глаза налились, и он такой: «Ты мне хлеб мокрый продал, почти не пропекся». Я думаю: «Ну всё, бить будет». В голове мелькает, что надо бы выйти из-за витрины и встать к стене. А то витрину побьет, дорого чинить, и о стекло можно пораниться. Пока думал, вэдэвэшник затянул песню, потом поблагодарил и сказал, что хлеб напомнил ему армию и спасибо мне за это. История владельца пекарни

Мало кто сразу делится историями. Я не знаю, почему так происходит, но кажется, потому что рассказчик уже всё знает, прожил эти эмоции, поэтому думается — оно и так всё понятно, зачем расписывать.

Чтобы вытащить истории, я ищу в разговоре заявку на истории и задаю вопросы, то же самое, если редактирую чужой текст. Заявка — фразы, где есть действие или характеристика, но без подробностей. Например:

Мы договорились с поставщиками

Нас устроила цена

Вложил полмиллиона в оборудование

Ситуация улучшилась

У нас всякое происходит

Мы тщательно следим за оплатой, чтобы не копилась дебиторка

В договоре важно писать вот так... .

Вопросы — способ расшевелить героя, из абстрактного совета сформулировать что-то очень конкретное и цепляющее. Иногда хватает два вопроса, и герой тут же рассказывает истории, а бывает, что задаешь штук десять, а потом собираешь историю из ответов, как бусы.

Вопросы зависят от собеседника и контекста, одно дело говорить с владельцем пекарни, другое — с официантом на теплоходе и совсем третья — расспрашиваешь юриста. Везде свои приемчики. Но заметила, что есть вопросы, которые задаю чаще всего, и они мне помогают выкрутить историю. Формулировки меняются, а костяк вот такой:

Почему вы приняли такое решение? Что повлияло на решение?

Что сработало? Что не сработало? Почему?

Какие трудности были, когда вы (...) ?

Что вас обрадовало? Испугало? Удивило?

Что это (какая-то характеристика) в действиях и цифрах?

Какие были ожидания? Какие реализовались, а какие нет?

Какие ошибки сделали?

Что получилось в итоге?

Какие выводы на будущее? Чему это вас научило ? Что запомнится?

Почему лучше делать именно так? Что будет, если так не сделать? Как обычно поступают? Какие последствия из-за этого?

Как это нужно делать по закону? Как делается на практике и почему?

Какой совет можно дать, который не так очевиден для неспециалистов? На что обратить внимание из такого экспертного? Может, какая-то деталь?

_____
Приходите в гости в телеграм-канал: публикую анонсы постов, рассказываю о книгах и фильмах.
Телеграм

Популярное