Что делать с цифрами в статьях, инструкциях и других материалах

Цифры — хороший инструмент, чтобы добавить в текст жизнь. Они могут обосновать тезис, дать интересную информацию, усилить драму, да и просто сделать материал понятнее.

Осталось разобраться, как использовать цифры, чтобы сработала магия. Расскажу о нескольких приемах, которые мне помогают.

Задать контекст

Сами по себе цифры мало что значат. Тут важен контекст и понимает ли его аудитория. Допустим, я скажу: «на беговой тренировке для новичков мы начинаем с разминки и потом бега по пять минут». Если собеседник не занимался бегом, ему будет сложно оценить — это много или мало? Так вообще принято? Или это вредно и ничего не дает? Без пояснений фраза о пяти минутах останется незамеченной или вызовет массу вопросов.

Чтобы цифры отрабатывали свое, хорошо бы их как-то пояснить. Для этого можно рассказать больше о ситуации и показать, насколько значима конкретная цифра. Я называю это — задать контекст.

Покажу на примере

Станок стоил пять миллионов рублей, но я решил его купить.

У меня был выбор — купить новый станок или арендовать старый на два года. Первый вариант стоил дороже, целых пять миллионов рублей. С новым станком я бы выпускал больше изделий, и он бы не подводил по качеству резки, потому что край выходил бы ровным. Думаю, что клиенты охотнее бы возвращались за повторными покупками с таким качеством. Я решил, что новый станок быстрее увеличит оборот.

Покажу побольше примеров — просто цифры и цифры в контексте.

Просто цифраЦифра в контексте

Аренда стоила нам 300 тыс рублей

Аренда обходилась в 300 тысяч рублей в месяц, а зарабатывали мы 400 тысяч
Наша цель — выйти на оборот в 1,5 млн рублей в месяцНаша цель — через три месяца выйти на ежемесячный оборот в 1,5 млн рублей с пекарни. Это позволило бы покрывать ежемесячные расходы и выплатить кредит за 14 месяцев.
У фанатов дома может стоять по 100 пар кроссовокОказывается, у настоящих фанатов по 100 пар кроссовок и кед. Причем каждая может стоить от 10 до 60 тысяч рублей. Представляете, у парня дома стоит миллион рублей кроссовками.
От дома до склада — 15 минут

Нашла склад рядом с домом, мне идти минут пятнадцать. Так я экономила время на транспорте и всегда могла прибежать, если с заказом проблема
Наш оборот — 800 тыс рублейЧерез два месяца после запуска мы получали оборот в 800 000 рублей ежемесячно. Этого хватало на аренду, зарплату, закупку сырья и рекламу, а еще оставалось для меня

Чтобы вокруг цифры выстроить контекст, понадобится больше деталей. В этом помогают вопросы. Например, герой говорит, что станок стоит дорого, вот о чем я его спрошу:

Основной тезис: станок стоил дорого

Вопросы к нему:

Сколько это в деньгах?

Почему герой считает, что это дорогая покупка?

Если это дорого, почему герой решился на покупку?

Чем станок за такие деньги лучше того, что уже есть на производстве?

Как можно было бы сэкономить на станке?

Как герой понял, что ему нужен именно такой станок?

Заменить словесную характеристику на цифры

Когда рассказываешь историю о бизнесе, прямо просится написать что-то в духе: «Станок стоил дорого, но решил его купить». Проблема в том, что «дорого» — пустая характеристика.

Если написать «станок стоил дорого», в голове не появляется картинка. Вроде деталь есть, но она не цепляет, проходит мимо сердца и памяти. Чтобы характеристика сработала, хорошо бы заменить ее на цифры или разбавить ими. Предлагаю посмотреть примеры.

Словесная характеристикаЦифры + факты
Он стал часто и сильно опаздывать. Это был первый звоночекОн стал опаздывать. У него были ключи от химчистки, и он должен был открывать ее по утрам, перед приходом мастеров. Но часто опаздывал на 15 минут, и люди стояли на холоде. Это был первый звоночек.
Клиенты часто оставляют отзывы, что хорошо. Но мне приходится на них отвлекатьсяКлиенты оставляют отзывы в соцсетях минимум три раза в день, что хорошо. Но мне приходится на них отвлекаться
Быстрая доставкаПривозим заказ за два дня после заявки
У агентства была подушка безопасностиУ агентства была подушка безопасности, которой хватило бы на полгода работы без поступлений от клиентов
Агенты получали комиссиюАгенты брали комиссию — 1,5% с каждой сделки

Сравнить с чем-то

Еще один вариант, как можно отработать цифры — это сравнить их с чем-то более понятным или тем, что проще представить. С чем сравнивать, зависит от темы и самой цифры. Покажу несколько примеров.

Просто цифра

Цифра + сравнение
Мы открылись в октябре 2021 года и за это время приняли уже больше 1400 парМы открылись в октябре 2021 года и за это время приняли уже больше 1400 пар. В абсолютных цифрах звучит неплохо, но мне кажется, что этого мало. По финмодели от управляющей компании мы должны были уже почистить около 3000 пар. Так что у меня тоже были такие ожидания, но пока не срослось
Уже за первые 6—8 месяцев клариевый сом достигает товарного веса — 1,5 кгУже за первые 6—8 месяцев клариевый сом достигает товарного веса — 1,5 кг. Для сравнения: осетр растет 2—2,5 года. А ведь все это время нужно оплачивать работу персонала, счета за электричество, покупать корма
NeboSpa — салон в Лобне. Это город в Московской области, где меньше 100 тысяч жителейNeboSpa — салон в Лобне. Это город в Московской области, где меньше 100 тысяч жителей. Для сравнения, стадион «Лужники» вмещает 80 тысяч человек
Согласно мировой статистике, биполярным расстройством страдают около 2% всех людейСогласно мировой статистике, биполярным расстройством страдают около 2% всех людей. То есть в России биполярников почти три миллиона — это половина условного Санкт-Петербурга

Сделать фан-факт и добавить в подпись к иллюстрации

Может быть такое: факт и цифра — крайне любопытные, но в основной сюжет материала никуда не воткнешь. Если такой факт подобрался для статьи, можно рассказать о нем в подписи под иллюстрацией.

Сейчас покажу на примере. Смотрим иллюстрацию и подпись, фан-факт такой: реснички на кружевах делаются вручную и за рабочий день одна мастерица может обработать 7 км кружева.

Это скриншот из реальной статьи, можно ее прочитать на Бизнес Секретах
Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить