Часть 3. Цифры и даты

Это третья часть гайда: «Как подстраховаться от ошибок в бизнес-статье». Примеры, как стараюсь избежать глупостей.

Все части гайда — в отдельном посте

1. Ключевые показатели бизнеса

В чем риск:

Ошибиться в матчасти и самим не понять, какие цифры откуда взялись.

Подставить героя, будто он сам не знает, сколько зарабатывает и тратит.

На что обращаю внимание:

  1. Если указана прибыль, точно ли это не оборот? Конечно, предприниматель понимает разницу, но в спешке может дать не те цифры.
  2. Если прибыль, то какая? Чистая, валовая?
  3. Если оборот, то какие доходы и расходы учитывает герой? Бывает, что предприниматель и экономические словари по-разному понимают оборот.
  4. Если даем общую сумму уплаченных налогов, какие налоги считаются? Буквально все? Или только с дохода? Есть ли там налоги и взносы на зарплату?
  5. Бьется ли общий расход на зарплату с количеством сотрудников и их зарплатой, которую указали в статье?

    Ошибки появляются, если часть сотрудников работают неофициально или как исполнители-физлица. Например, в статье герой говорит, что у него 20 сотрудников со средней зарплатой в 60 тысяч рублей. Общий расход на зарплату должен быть не меньше 1,2 млн рублей в месяц — и это без учета налогов и взносов. А в таблице со всеми расходами указано, что на зарплату уходит 600 тысяч рублей. Или посчитали только тех, кто в штате, или просто ошиблись.
  6. Если есть средний оборот или прибыль за год, точно ли это показывает целостную картину? Если есть сезонность, может, стоит обратить внимание на показатели во время пика и спада?
  7. Если герой пишет рядом с числами «около», «более», «менее», «почти», хорошо бы уточнить конкретное число. А то бывает, что «почти 2 млн» — это на самом деле 1,3 млн рублей. А это не так чтобы почти.
  8. Если указывается процент, точно ли понятно, от чего он считается?

    Например, конверсия входящих заявок в оплаченные заказы выросла с 20 до 70%. Здесь понятно, о чем речь. А если просто оставить 70%, то неясно, от чего считается и что показывает процент.
  9. Кто читает статью? Точно ли читатели не запутаются в финтерминах? Или наоборот, важно дать больше финансовой информации и рассказать о ликвидности, амортизации и вообще копнуть глубже?

2. Пересчитать результаты

В чем риск — допустить глупую математическую ошибку, из-за чего упадет доверие к истории и опыту героя.

На что обращаю внимание:

  1. Итоговые суммы.

    Если сначала показываем оборот за разные периоды, а потом — общий итог, надо еще раз все сложить. Точно ли итоговая сумма совпадает?

    То же самое, если говорим что-то вроде: «Получили 82 заказа, из них 27 — с сайта, 13 — из соцсетей, 42 — холодные продажи». Перечисление должно совпасть с общей суммой — 82. По загадочной причине цифры не всегда сходятся.

    Еще бывают нестыковки с количеством или объемом закупок. Например, один станок стоит миллион рублей, всего их 7, а расходы на оборудование — 12 млн рублей. Надо выяснить: то ли это ошибка, то ли еще какое-то оборудование считается, то ли учтены расходы на установку, ремонт и запчасти.

    Если указываем налоги на доход, нужно прикинуть, похожа ли сумма на правду или что-то не учли. Такое бывает, если бизнес разделен на ООО и ИП и герой указывает налог только для ООО, а об ИП забыл, хотя доход приводит общий — и с ИП, и с ООО.

  2. Год открытия должен биться с количеством отработанных лет.

    Компания официально создана в 2008 году, сейчас 2020, это 12 лет, а владелец говорит, что компания 30 лет на рынке. Так бывает, если герой все время работал в одной сфере, но ООО открыл те самые 12 лет назад, а до этого у него был ИП, но предприниматель это не уточнил.
  3. Убедиться, что оборота хватает на указанные расходы компании. А если не хватает, то узнать, откуда тогда берутся деньги и на что живет бизнес.

    Например, герой говорит, что в штате 50 сотрудников, средняя зарплата 60 тысяч рублей, еще есть аренда помещения за 100 тысяч рублей в месяц и закупка материалов. А оборот в месяц — 1,5 млн рублей. Даже если грубо прикидывать, его не хватает на расходы.

    Могут быть варианты: герой вкладывает свои деньги или взял кредит, вернул дебиторку, но не указал ее в обороте или еще что-то.

3. Сопоставить даты в тексте и документах

В чем риск:

Пропустить неточность, будто герой сам не знает, о чем говорит.

Или пропустить важную ошибку.

Может быть такое: в статье пишем, что герой отправил письмо арендодателю в начале марта, а в самом письме дата — 30 марта. И налицо нестыковка. Поэтому хорошо бы узнать, в чем ошибка: герой не так запомнил, прислал письмо для другого арендодателя или еще что-то.

На что обращаю внимание. Просто сравниваю даты в статье и в примерах документов.

4. Узнать, как считается зарплата

В чем риск — пропустить важную деталь для рассказа.

Герой может назвать какую-то сумму и сказать: вот такая зарплата. Но на деле это может быть: оклад без/с вычетом налогов, оклад плюс проценты с продаж или средний оклад за смены в месяц.

На всякий случай разбираюсь, как именно считается зарплата. Уточнения нужны, если говорим о сокращении зарплат в кризис и надо показать, что вот был фикс, теперь только процент со сделки. Или если надо объяснить, как строится мотивация в компании или как размер оплаты зависит от упорства сотрудника: чем больше взял смен, тем больше получил.

Что спрашиваю:

  1. Из чего состоит зарплата сотрудников: они получают фикс или еще надбавку?
  2. За что можно получить сверх фикса?
  3. От чего зависит размер зарплаты?

Остальные вопросы зависят от контекста.

5. Проверить, что с чем сравнивается

В чем риск — допустить глупую ошибку, из-за которой читатели перестанут доверять статье и герою.

На что обращаю внимание:

  1. Объем, вес, размер.

    Бывает, что сравниваются, например, мешки сахара, а фасовка у них разная. Поэтому, чтобы сравнение было корректным, надо писать не просто «мешок», а «мешок на 5 кг».
  2. Единые ценовые категории. Очевидно, что премиум-сегмент дороже массового, но, если не знать тонкостей бизнеса, можно и не понять, что герой сравнивает не то.

    Я не отличу велосипед для триатлона от велосипеда для поездок по городу и, если мне дать названия моделей и стоимость, не пойму, где подвох. Поэтому лучше перепроверить.

6. Проверить, все ли важные цифры указали

В чем риск — не разобраться в истории самим или нечетко показать картину бизнеса.

На что обращаю внимание. Тут все зависит от бизнеса и контекста, вот примеры:

Если герой говорит, что выехал из помещения раньше срока, хорошо бы узнать, платил ли он штраф, смог ли забрать депозит. Знаю историю, когда владелица кондитерской посчитала, что выгоднее оставить депозит в 2 млн рублей арендодателю и переехать как можно быстрее, чем снимать помещение до конца года, но зато забрать депозит.

Если пишем стоимость аренды, хорошо бы указать площадь помещения и размер коммуналки. Она может быть выше, чем сама аренда.

Если пишем расходы на запуск направления, а герой говорит, что ничего не потратил, лучше узнать, как так получилось. Он использовал материалы со склада? Но они тоже что-то стоят, он считал эти затраты? Или он дарит подарок клиентам — тогда откуда взялся подарок? Сколько потратили?

В статье сравнивали стоимость разных видов сырья, на которую герои ориентировались при выборе продукта для продажи. Для корректности сопоставления добавили год. Если бы герои открывали бизнес в 2020 году, вполне возможно, что и суперфуды, и БАДы приносили бы убытки. Статью помогала выпускать как редактор
С такими таблицами проверяю все несколько раз, потому что легко запутаться. Статью помогала выпускать как редактор

Все части гайда — в отдельном посте

Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить