Вопрос-ответ или монолог

Как-то я с коллегой обсуждала истории с героями и в какой формат их закатывать: интервью или монолог. Интервью — это всё, что с вопросами, монолог — вопросов нет, рассказ от первого лица. Вот, о чем договорились.

Вот я поговорила с владелицей кондитерской, и думаю, в каком формате подать историю. Пока промежуточный итог такой: если задача — показать процесс, выбираем монолог. Если мнение — интервью.

Пример 1: формат «монолог». Показываю на примере статьи об автомастерской: сколько стоит открыть, как найти помещение, сотрудников, держать дисциплину или вот бороться с пьянством. Держите цитату.

«Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.

У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только тысячу: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На тысячу особенно не выпьешь, и спорить со мной бесполезно, только увольняться.

Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же тысячу. Обычно говорю: „Налички нет, что было на карте — кинула жене“. На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, и куда переводить деньги, если что».

Отрывок из интервью с владелицей автомастерской

Цитаты из примера выше — она про процесс. Все вопросы, которые задаются, работают на то, чтобы вытащить детальки и истории из героя: что он говорит или делает, как, когда. И таких вопросов может быть тонна.

Вопросы о процессе — скучные. Вот, например: «По каким признакам ты понимаешь, что механик вот-вот уйдет в запой» Или «Что кроме слов помогает удержать от запоя? Какие действия срабатывают?» Если их оставить в тексте, они будут сбивать фокус, мешаться и уводить внимание от героя.

Мне кажется, что вопросы о процессе нарушают доверие: будто герой раскрывает интимное только тебе (читателю), а оказывается — тут есть кто-то ещё.

Пример 2: формат «интервью», когда редактор показывает мнения героя по каким-то вопросам.

Ирина Ильяхова взяла интервью у владелицы массажного салона. Особенность салона в том, что там работают слепые мастера. И вот Ирина спрашивает:

«Почему ты не позиционируешь салон как салон слепых?»

или

«Что ты думаешь, когда тебя ни за что начинают клеймить? Какие чувства это вызывает?»

Вопросы из интервью «Труд инвалидов обесценен. Мало кто дает им нормальную работу»

Вопросы из примера выше — на подумать, еще они эмоциональные, поэтому откликаются в сердце и затаскивают читателя в текст. Ну кого просто так не обвиняли? Хочется послушать и примерить на себя такой опыт. При этом вопрос помогает управлять вниманием читателя: вопрос визуально выделяется, например, вот так, и если он бьет в сердце, читатель его заметит и нырнет в текст.

Еще формат интервью заходит, если редактор предполагает, что читатели знают героя и им интересно именно его мнение. Такие интервью у Познера, например, беседа с тренером Этери Тутберидзе.

Подписаться на Телеграм →
Поделиться
Отправить
Запинить